Выбор очевиден
Главная
Разделы Практикума
Разделы статей

Розничная сеть «Магнит» запустила новый способ приема данных о товарах-нов инках от поставщиков по API с помощью контент-сервис-провайдеров Brandquad, BrandContentService и «СберКорус».

Этот материал продолжает цикл с татей «С чего начинается склад?», в рамках которого освещаются этапы проекта по технологическому проектированию складского хозяйства.

В Москве прошла международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2020», в рамках которой состоялась церемония вручения премии «Грузовики и дороги - 2020».

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) и Каспийского кластера в Астраханской области.

3 ноября на заседании сенаторы одобрили закон, направленный на создание в России национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), ввезенных из-за рубежа.

С 2 ноября в России автомобили, выпущенные в странах Евразийского экономического союза, регистрируются только при наличии электронных паспортов транспортных средств (ПТС).

/ Статьи

Городская логистика как элемент устойчивого развития городов: система каршеринга

Ирина Пустохина, к.э.н., доцент кафедры логистики, Государственный университет управления

Денис Пустохин, к.э.н., старший преподаватель кафедры логистики, Государственный университет управления

Указом Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 года была утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, в которой под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы [1].

Концепция ориентирует государство и российское общество на стратегию устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей не только нынешнего, но и будущего поколения людей.

Таким образом, понятие «устойчивое развитие» имеет три составляющих: экономика, общество, экология (рис. 1). 

Основной целью городской логистики как элемента устойчивого развития городов является определение и минимизация негативного воздействия логистической деятельности на окружающую среду города.

Преимуществами управления городской логистикой являются:

■ экономическая выгода – снижение издержек;

■ социальная выгода – улучшение качества жизни;

■ экологическая выгода – сокращение использования ресурсов, сокращение использования энергии и выбросов углекислого газа.

Урбанизация оказывает негативное влияние на окружающую среду и ведет к таким проблемам, как заторы на дорогах и загрязнение воздуха.

Согласно данным аналитической компании INRIX, в 2016 году в Москве можно было простоять в пробках в среднем 91 ч за период 240 дней, что уступает в мировом масштабе только Лос-Анджелесу со 104 ч. В топ-25 мирового рейтинга помимо Москвы входят также российские города: Краснодар – 18-е место и СанктПетербург – 22-е место (рис. 2) [2].

Обеспеченность личными автомобилями, с одной стороны, является признаком экономической стабильности и финансовой состоятельности жителей страны. С другой – приводит к таким проблемам, как заторы, дорожно-транспортные происшествия, нехватка мест для парковки. К тому же сотни тысяч двигающихся по городу автомобилей неблагоприятно влияют на экологическую обстановку города.

Альтернативой передвижению на личных автомобилях в крупных городах является система каршеринга. Каршеринг (англ. carsharing) – это система краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой. Основная идея каршеринга состоит в том, что клиент платит только за время пользования автомобилем.

Каршеринг является одним из глобальных трендов развития экономики совместного пользования, когда население отказывается от приобретения благ в собственность, но продолжает иметь доступ ко всем достижениям научного прогресса, используя их совместное потребление.

Концепция совместного потребления в современной трактовке была впервые описана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс. Они определили экономику совместного потребления как стремительный взрыв в обмене, разделении, бартере, торговле и сдаче в аренду, переделанный с помощью последних технологий и обменных торговых площадок, позволяющий достигнуть масштаба, который не был возможен ранее [3].

В отличие от классического проката автомобиля, для пользования системой каршеринга достаточно один раз заключить договор с поставщиком услуги. После этого клиент арендует машину прямо через мобильное приложение.

Впервые программу каршеринга попытались реализовать в 1948 году в Цюрихе. Проект просуществовал пару лет. В последующие 50 лет локальные каршеринг-сервисы открывались как в Европе, так и в Северной Америке. Эти небольшие компании, или клубы, не приносили особого дохода своим владельцам и создавались, скорее, для удобства их участников. Кстати, в Великобритании систему каршеринга до сих пор называют автоклубами (car clubs).

Распространение системы каршеринга отмечают с 2000 года, когда одновременно были созданы две крупные компании, процветающие и по сей день. В США появился ZipCar, а в Великобритании – City Car Club.

Ряд крупных автомобильных концернов запускают собственные услуги передачи автомобилей пользователям без его приобретения в собственность. Об этом свидетельствуют программы каршеринга, которые есть, например, у концерна Daimler под названием Car2Go, у General Motors – сервис Maven, который уже работает во многих крупных городах США, у BMW – ReachNow, работающая в Сиэтле, у Toyota – Drive To Go в Японии, у Volvo запущено два проекта – Sunfl eet в 50 городах Швеции и Care by Volvo.

В России первые каршеринг-сервисы появились в 2013 году. В Москве начала работу компания AnyTime, а в Санкт-Петербурге – Street Car. Рынок был еще не «разогрет». Продвижение сервиса шло медленно, убытки росли. В результате в декабре 2015 года Street Car объявил о приостановке своей деятельности. В Москве идея поминутной аренды прижилась лучше. AnyTime работает до сих пор.

В настоящее время услуга каршеринга предоставляется только в нескольких крупных городах России. При этом Москва по динамике роста автопарка каршеринга занимает первое место в мире.

Изучение опыта крупных городов Европы и Азии показало его положительное влияние на разгрузку городского трафика, вследствие чего 19 августа 2015 года было принято постановление № 523-ПП о внесении изменений в постановление № 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» от 17 мая 2013 года, регламентирующее выдачу льготных парковочных разрешений на 3 года стоимостью 20 000 руб. в год для операторов каршеринга. Таким образом, Москва стала первым городом на территории РФ, официально поддержавшим и развивающим каршеринг. Результатом данной поддержки явилось создание Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы проекта «Московский каршеринг».

Стандарты московского каршеринга:

■ экологический класс не ниже «Евро-4»;

■ оборудование ТС системой GPS / ГЛОНАСС;

■ наличие полиса ОСАГО;

■ возраст авто не более 1 года на момент подачи заявления о предоставлении льготы;

■ наличие цветографической окраски в соответствии с утвержденным брендированием;

■ предоставление услуги в режиме 24/7;

■ круглосуточный колл-центр;

■ наличие ПО для бронирования авто.

Проследим хронологию развития каршеринга в России.

В мае 2015 года второй на московском рынке начала работать компания YouDrive, а с сентября 2016 года – в Санкт-Петербурге. Заявление «Умный взгляд на владение автомобилем» подкреплено парком автомобилей Smart разных конфигураций. По словам основателей YouDrive, компакт-кары и электрокары могут вызывать у пользователей больший эмоциональный отклик, чем утилитарные бюджетные седаны. Таким образом, компания занимает нишевую позицию: каршеринг – это чуть интереснее, чем передвижение из одной точки в другую.

Осенью 2015 года на рынок вышел оператор московского каршеринга «Делимобиль». «Делимобиль» позиционируется как «федеральный каршеринг». Компания получила разрешение от мэрии Москвы о льготной парковке в платных зонах. Ее автомобилям выделили места в крупнейших столичных аэропортах. С середины декабря «Делимобиль» начал работать в СанктПетербурге.

В конце декабря 2015 года в Москве заработал третий оператор каршеринга – Car5. Отмечают, что у компании самые низкие тарифы.

В октябре 2016 года в Москве начала работу компания BelkaCar. BelkaCar запустила направление BelkaBlack, заявленное как «каршеринг бизнес-класса». Запуск стал эффектной рекламной акцией, которая принесла много новых пользователей. Однако закрепить за собой звание «каршеринга бизнес-класса» сервису не удалось, аналогичные предложения сразу же появились и у конкурентов.

В декабре 2017 года в Москве запустился новый оператор каршеринга «Карусель». Стоит отметить, что «Карусель» – это каршеринг с российскими автомобилями. По словам генерального директора компании «Карусель» Ивана Серебренникова, главное преимущество компании в том, что они собираются вырастить очень большую сеть, а это означает доступность автомобиля у подъезда практически каждого пользователя.

Более подробная история развития каршеринга в РФ представлена в табл. 1.

Итак, можно сказать, что в отрасли каршеринга в РФ слишком мало компаний, также можно указать на малый охват территорий и малое число городов, в которых действуют подобные сервисы [4].

Проследив развитие каршеринга в Москве, отметим стремительный рост количества автомобилей и числа активных пользователей (рис. 3). Следовательно, услуга каршеринга становится более востребованной у жителей Москвы в связи с ростом парка машин, расширением зоны действия и популяризацией сервиса.

 

На май 2018 года департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы сотрудничает с 15 компаниями-операторами. У каждого из них свой автопарк, зоны и условия использования. Более подробную информацию о всех компаниях-операторах по предоставлению услуги каршеринга в Москве мы собрали в табл. 2.

Таким образом, количество автомобилей в парках московских компаний по предоставлению услуги каршеринга немного превышает 12 000 автомобилей. Однако для города с населением более 12 млн человек этого недостаточно, чтобы сервис стал массовым. Сравнивая с другими городами, в Берлине на 1 тысячу жителей приходится 0,66 машины в системе каршеринга, в Вене – 0,64 автомобиля, в Милане – 1,16 автомобиля, в Риме – 0,41 автомобиля, в Лондоне – 0,33 автомобиля [5–7].

Рассмотрим достоинства и недостатки каршеринга (табл. 3).

Проанализировав достоинства и недостатки каршеринга, подчеркнем, что достоинства перевешивают его недостатки. Сервис активно развивается во всем мире, и Россия не исключение. Согласно данным аналитиков рынка «Автонет», количество пользующихся услугами поминутной аренды автомобилей в мире к 2024 году достигнет 30 млн, а объем глобального рынка каршеринга превысит 16,5 млрд долл., показывая в ближайшие годы средневзвешенный рост 34,8% в год.

Можно сказать, что городской каршеринг является неизбежным будущим мегаполисов. Он очень удобен, а также способствует улучшению транспортной и экологической ситуации в мегаполисах. Распространение каршеринга позволит миру экономить 5,6 млрд долл. ежегодно, сократит выброс углекислого газа на 15% и повысит скорость городского движения на 60%. Кроме этого, каршеринг способствует сокращению требуемых в городе парковочных мест [6–8].

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что внедрение современных идей в рамках городской логистики означает улучшение качества бизнеспроцессов, протекающих в городской среде. Предоставление новых решений и услуг в сфере городской логистики будет способствовать улучшению экономических, экологических и социальных ценностей, что окажет содействие в повышении конкурентоспособности и устойчивости развития города в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ, № 440, 1996.

2. Los Angeles Tops INRIX Global Congestion Ranking. Электронный ресурс: URL: http://inrix.com/pressreleases/los-angeles-tops-inrixglobal-congestion-ranking/

3. Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Co n s u m p t i o n . – N ew Yo r k : HarperBusiness, 2010.

4. Подгайская А. Экономика совместного потребления: зарубежный и отечественный опыт // Общество и экономика. – 2017. – №2. – С. 36–44.

5. Rabbitt N., Ghosh B. A study of feasibility and potential benefi ts of organised car sharing in Ireland // Transportation Research Part D. – 2013. – P. 49–58.

6. Каршеринг в России пока далек от зрелости. Электронный ресурс : URL: https://ria.ru/ society/20180221/1515086813. html

7. Каршеринг в России: обзор рынка / Новости Интернета вещей. Электронный ресурс: URL: https://iot. ru/gorodskaya-sreda/karshering-vrossii-obzor-rynka/

8. Завьялова Н.Б., Сидорчук Р.Р., Лопатинская И.В., Завьялов Д.В. и др. Управление качеством транспортного обслуживания в мегаполисе // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2016. – № 1. – С. 36–50.

Материал предоставлен журналом "Логистика"
Подписной индекс 47778 по каталогу агентства "Роспечать"



 29 июля 2020 / 
 Автор / 
Администрация Портала
Система комментирования Disqus

«Магнит» ускорил попадание новых товаров на полки

Розничная сеть В«МагнитВ» запустила новый способ приема данных о товарах-нов инках от поставщиков по API с помощью контент-сервис-провайдеров Brandquad, BrandContentService и В«СберКорусВ».

 2 декабря 2020 / Логистика

С чего начинается склад? Дорожная карта

Этот материал продолжает цикл с татей В«С чего начинается склад?В», в рамках которого освещаются этапы проекта по технологическому проектированию складского хозяйства.

 30 ноября 2020 / Логистика

В Москве прошла международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2020»

В Москве прошла международная конференция В«Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2020В», в рамках которой состоялась церемония вручения премии В«Грузовики и дороги - 2020В».

 12 ноября 2020 / Логистика

Увеличение эффективности площади склада за счет внедрения системы «спутник-шаттл»

Вопросы максимально эффективного использования площади склада и скорости работы были актуальны всегда. Как правило, при оснащении склада стеллажным оборудованием предпочтение отдается фронтальным палетным стеллажам, но при этом 50-60% площадей остаются незадействованными, используется большое количество погрузчиков в проходах.

 11 ноября 2020 / Логистика

Роль TMS-системы в работе агропромышленных предприятий

Важность автоматизации процессов грузоперевозок и управления транспортом на предприятиях агропромышленного комплекса сложно переоценить. TMS-система позволяет управлять процессами доставки, контролирует входящую и исходящую логистику, а также помогает в решении других актуальных задач.

 5 ноября 2020 / Логистика

«Магнит» ускорил попадание новых товаров на полки

Розничная сеть В«МагнитВ» запустила новый способ приема данных о товарах-нов инках от поставщиков по API с помощью контент-сервис-провайдеров Brandquad, BrandContentService и В«СберКорусВ».

 2 декабря 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

С чего начинается склад? Дорожная карта

Этот материал продолжает цикл с татей В«С чего начинается склад?В», в рамках которого освещаются этапы проекта по технологическому проектированию складского хозяйства.

 30 ноября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

В Москве прошла международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2020»

В Москве прошла международная конференция В«Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности - 2020В», в рамках которой состоялась церемония вручения премии В«Грузовики и дороги - 2020В».

 12 ноября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Увеличение эффективности площади склада за счет внедрения системы «спутник-шаттл»

Вопросы максимально эффективного использования площади склада и скорости работы были актуальны всегда. Как правило, при оснащении склада стеллажным оборудованием предпочтение отдается фронтальным палетным стеллажам, но при этом 50-60% площадей остаются незадействованными, используется большое количество погрузчиков в проходах.

 11 ноября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала

Роль TMS-системы в работе агропромышленных предприятий

Важность автоматизации процессов грузоперевозок и управления транспортом на предприятиях агропромышленного комплекса сложно переоценить. TMS-система позволяет управлять процессами доставки, контролирует входящую и исходящую логистику, а также помогает в решении других актуальных задач.

 5 ноября 2020 / Логистика
 Автор / Администрация Портала
Работа и учёба
Учебные заведения
|
|

Российская таможенная академия - является головным учебным, научным и методическим центром профессионального образования кадров для таможенной службы России.

Ростовский филиал РТУ является структурным подразделением ГОУ ВПО РТУ и входит в систему ФТС РФ. Филиал образован 30 июня 1995 года.

Санкт-Петербургский филиал РТУ образован в 1994 году.

Новости Предприятия Учёба
События Новости предприятий Пресс-релизы Карта сайта Таможенные услуги Транспортная логистика Выставочные услуги Складская логистика Консалтинг Другие услуги Учебные заведения Семинары
Я принимаю Яндекс.Деньги
HotLog